кто и как обеспечивает
бесперебойное движение городского электротранспорта:
СОВРЕМЕННЫЙ ТРАМВАЙ
В масштабной программе по модернизации трамвайной сети в Таганроге участвуют сотни специалистов. В город уже доставили больше сорока новых низкопольных трамваев. 1Rnd.ru поговорил с теми, чья работа остается невидимой для глаз пассажиров, но без которой невозможно было осуществить весь проект.

Инженеры научно-производственного предприятия «Югпромавтоматизация» (ЮГПА) г. Ростов-на-Дону рассказали о цифровых системах управления и диагностики энергохозяйства городского электротранспорта.
Кто поставит диагноз трамваю?
Концессионер «Синара-ГТР Таганрог» обратилась к ростовской фирме, имеющей многолетний опыт автоматизации и диспетчеризации инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта.

В результате появилась система, соответствующая критериям современной концепции цифровой тяговой подстанции. Она обеспечивает энергоснабжение всего трамвайного парка. И, что важно - в перспективе её работа приведёт к значительному сокращению текущих эксплуатационных расходов, повышению надежности работы и экономии электроэнергии.

Современный трамвай – это не только красивый и комфортабельный вагон, это комплекс сложных технических средств, включающий в себя разветвленную сеть трамвайных путей и контактной сети, многокилометровые оптические линии связи, десятки современных остановочных комплексов и конечно же полностью реконструируемых, оснащенных современным оборудованием тяговых подстанций, обеспечивающих реализацию концепции цифровизации энергетики РФ.
фото Кирилл Куцык
В основе бесперебойного движения трамваев, как уже говорилось выше, лежит качественное надежное электроснабжение, достигающееся посредством автоматизированной системы диспетчерского управления энергообъектами (АСДУЭ).

«Система в непрерывном режиме времени позволяет энергодиспетчеру осуществлять не только централизованное управление и мониторинг текущего состояния оборудования тяговых подстанций, но и прогнозировать, выявлять на ранней стадии зарождающиеся неисправности в оборудовании (превышение температуры выпрямительных агрегатов, снижение сопротивления изоляции, занижение или завышение напряжения и т.д), сигнализируя о предотказном состоянии, тем самым не допуская возникновения аварийных и внештатных ситуаций», – рассказал руководитель сектора автоматизации систем энергоснабжения предприятия «ЮГПА» Максим Андрюшин.
Автоматизированная система диспетчерского управления энергообъектами (АСДУЭ) позволяет персоналу выявить место и причину до выезда на объект, обрабатывая все данные..
Сегодня эта система успешно работает на трёх тяговых подстанциях в Таганроге. Планомерно ведется строительство еще пяти тяговых подстанций.

Раньше диспетчеры, которые следили за состоянием электротранспорта, имели ограниченный набор функционала. Проще говоря, не было полной картины где и какая авария случилась. Необходимо было направлять аварийную бригаду практически вслепую.

Сегодня умная цифровая система обрабатывает все данные и персонал выявляет место и причину ещё до выезда на объект.

Любая текущая или назревающая неисправность на линии появляется на большом экране диспетчера. Информация о проблеме высвечивается на мониторе в простом интуитивно понятном виде.

Отказ от ретрофита и ударный монтаж оборудования в Таганроге
По заданию «Синара-ГТР Таганрог» основным вектором реконструкции трамвайной инфраструктуры в г. Таганрог стала стопроцентная замена оборудования, то есть отказ от «ретрофита» (частичного обновления оборудования), который, как правило, не обеспечивает в полной мере надежности и эффективности функционирования тяговой подстанции.

Это позволило выстроить современную эффективную сеть диспетчеризации служб электроснабжения и управления движением электротранспорта, надежную и безопасную в эксплуатации.
В Таганроге бок о бок специалисты различных отраслей ударными темпами возводят новые трамвайные пути, линии контактной сети, реконструируют и строят новые тяговые подстанции.
В итоге сегодня в системе диспетчерского управления тяговыми подстанциями «Синара-ГТР Таганрог» используется 95% комплектующих отечественного производства
Таганрог - лидер по темпам обновления рельсового транспорта в России
Благодаря федеральной программе развития городского транспорта, к 2030-му году модернизация рельсовой сети затронет 74 города.

Масштабный проект с обновлением безопасного и экологичного транспорта позволит забыть о пробках и смоге в десятках крупных населенных пунктах.

Модернизация инфраструктуры в Таганроге продлится до конца 2022 года. Благодаря слаженной и чёткой работе огромной команды, когда одни прокладывают рельсы и запускают новые трамваи, а другие обеспечивают безопасное функционирование всех систем, Таганрог вышел в лидеры по скорости обновления электротранспорта среди городов России.

И главное в том, что сделала для города «Синара-ГТР Таганрог», не многочисленные цифры - показатели работы, а возможность для таганрожцев безопасно и комфортно добираться до пункта назначения.

В будущем целесообразно использовать наработанный в Таганроге опыт при тиражировании объектов транспортной энергетической инфраструктуры в других городах, попавших в федеральную программу.

фото Кирилл Куцык
«Синара – Городские Транспортные Решения» («Синара-ГТР») – одна из ведущих компаний в области разработки проектов комплексной модернизации городского общественного транспорта, их реализации с привлечением различных источников, в том числе с помощью государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий.

«Югпромавтоматизация» - научно-производственное предприятие которое выполняет разработку, проектирование, внедрение и сопровождение диагностических, информационных и управляющих систем автоматизации технологических процессов предприятий железнодорожного и городского транспорта, нефтяной и газовой промышленности, коммунальных служб энергетиков и водоканала.